Петр I

К концу 17 века русская православная церковь обладала огромными земельными владениями и одной пятой всего податного населения страны. Колоссальные доходы позволяли ей полностью содержать себя и быть экономически независимой от государства. Духовенство часто стремилось повышать свои доходы за счет усиления эксплуатации крестьян. Вместо скромного образа жизни многие архиереи тратили огромные суммы на свое содержание, что ослабляло авторитет церкви в обществе и стимулировало распространение сектантства. Все земли церкви были распределены между многочисленными монастырями и высшим духовенством. В своих владениях духовенство управляло всеми сферами жизни и осуществляло судебные функции. Поэтому, можно сказать, что церковь обладала судебно-административной независимостью, т.е. параллельно государственному светскому суду и управлению в стране существовал церковный суд и система управления. Всё духовенство и зависимое от него податное население подчинялось верховному главе церкви - патриарху. Патриарх избирался из среды высшего духовенства и обладал почти не ограниченной властью в церковных делах. Считалось, что царь является главой светской, а патриарх церковной власти, она дана им от бога, и они не имеют право претендовать на единоличное управление сразу и церковью, и государством. Религия пронизывала все сферы общественной жизни. Подавляющая часть населения исповедовала православие, и поэтому влияние церкви на общество было очень велико. Она могла манипулировать настроением общества, его отношением к происходящим событиям. Таким образом, государство в своей политике должно было учитывать интересы и мнение духовенства, представлявшего церковь.

Почему Пётр I решил провести реформу церкви?

Пётр Великий - первый, кто осмелился провести радикальные преобразования русской православной церкви, и на это у него были веские причины:
1. Реакцией на насильственную модернизацию, которую проводил Пётр в России, явилась жесткая оппозиция широких слоев общества, в том числе и духовенства. Церковь могла призвать население к открытому сопротивлению реформам Петра, поэтому его целью было подчинение церкви монарху. Тогда бы церковь не сопротивлялась, а поддерживала преобразования светской власти.
2. Пётр стремился к единому административному устройству и централизованному управлению страной, но его замыслам препятствовала административно-судебная автономия церкви. Чтобы церковное управление гармонично вписалось в новую государственную систему, Петру необходимо было его реорганизовать.
3. Активная внешняя политика и промышленное строительство государства явились причиной нехватки материальных и людских ресурсов. Пётр считал возможным удовлетворить недостаток средств и рабочей силы за счет церкви.
4. В XVII-XVIII веках Западная Европа переживает процесс десакрализации общества. Пётр сознательно или неосознанно пытался перенести это явление западной культуры в Россию, что способствовало бы ускорению общественного развития.

Церковные преобразования Петра I.

Церковные реформы Петра охватывают период с 1701 по 1725 гг., ко-торый в свою очередь делится на четыре этапа.

На первом этапе (1701-1705гг.) была произведена фактически полная секуляризация церковных имений и богатств. В 1701г. создаётся государственный орган, Монастырский приказ, который наделялся административной, финансово-хозяйственной и судебной властью, т.е. становился, за исключением духовных дел, хозяином всех церковных вотчин и их населения. Юридически церковные вотчины остались, принадлежащими духовенству, но фактически управление вотчинами и распоряжение доходами с них перешли к государству. Таким образом, Пётр теперь мог использовать доходы церкви на нужды государства, а саму церковь монарх поставил в экономическую зависимость от государства и тем самым ограничил её политическую независимость.

Во время второго этапа (1705-1720гг.) изменяется первоначальный план проведения реформы: правительство отказывается от полной и переходит к частичной секуляризации духовных владений. Дело в том, что раньше Монастырский приказ сам собирал доходы со всех церковных владений и выдавал монастырям. На втором этапе реформ государство отказалось от полной секуляризации церковных владений. Если раньше доходы со всех церковных земель поступали в Монастырский приказ, а от туда духовенству выплачивались необходимые на его содержание суммы, то теперь все духовные вотчины были разделены на две части: одна часть вотчин, доходы с которой шли на содержание владельцев, переходило в их непосредственное управление, то есть возвращалось им (эти вотчины поучили название "определенных"); другая часть вотчин, доходы с которой поступали в Монастырский приказ, оставались в управлении приказа (эти вотчины стали называться "заопределенными"). Основная причина этих изменений заключается в том, что, проведя в 1701-1704 гг. описания монастырских вотчин и узнав реальные доходы церкви, правительство увидело, что многие монастыри не могут дать казне никакого дохода, и поэтому пришло к мысли, что гораздо проще и менее обременительно для него взять в свое управление лишь те вотчины, доходы с которых прибыльны, возвратив остальное прежним владельцам.

На третьем этапе реформ (1720-1721гг.) было реорганизовано высшее церковное управление. Патриаршество, при котором все духовенство и богатство церкви управлялось патриархом, было упразднено. Теперь деятельностью церкви руководил не один человек, а духовная коллегия, Синод. Коллегия - это вариант бюрократии, где власть главного чиновника ограничена полномочиями других членов коллегии. Такая форма управления церковью позволяла светской власти влиять на решения Синода, вызывая благосклонность или оказывая давление на отдельных его членов. Кроме того, Синод подчинялся непосредственно императору, что еще больше ограничивало самостоятельность церкви. Еще в 1918г. Феофану Прокоповичу, архиепископу псковскому, было поручено заняться разработкой устава новой духовной коллегии, Духовного Регламента. В феврале 1720г. высшие духовные сановники одобрили проект духовной коллегии. Петр I дал год сроку для ознакомления с проектом остальных архиереев.14 февраля 1721г. манифестом императора, без всякого церковного собора, был учрежден Святейший Правительствующий Синод. Монастырский приказ, занимавшийся управлением заопределенных вотчин сбором с них доходов, передан в подчинение Синоду. Устройство Синода было таким же, как и в других государственных учреждениях. По штату для него определялись: один президент, два вицепрезидента, три советника, пять асессоров. Членами Синода назначались высшие иерархи, которые приносили в Сенате присягу на верноподданническую службу (не богу, а царю), и утверждались на должность императором. Формально по своему положению Синод был равен Сенату, высшему государственному учреждению, и подчинялся только императору. Но как ни добивался Синод равенства с Сенатом, его нельзя было вполне достичь, так как Сенат был учрежден для замены монарха в особых крайних случаях, когда распоряжения Сената принимали силу именных царских указов. Кроме того, специфическая сущность Сената сводилась к тому, что он есть хранитель и толкователь всех законов государства, а также и единственный источник правотворчества. Поэтому Синод, в отличие от патриарха, не мог проводить самостоятельную законотворческую деятельность в области церковного права. Фактически всякий законопроект Синода должен был утверждаться Сенатом или императором.

Еще одним симптомом поглощения церковной власти государственный стал институт синодальной прокуратуры. Для наблюдения за правильностью исполнения Духовного регламента, течением дел и дисциплиной в Синоде, был назначен специальный светский чиновник, обер-прокурор Синода. Он должен был стать "оком государевым" в высшем церковном управлении. Обер-прокурор подчинялся генерал-прокурору Сената и должен был докладывать о состоянии дел в Синоде непосредственно императору. Таким образом, при реорганизации высшего управления церковью была значительно ограничена ее самостоятельность. Но по-прежнему церковь обладала значительными богатствами, судебными функциями и сильным влиянием на население страны. Кроме того, сумев расположить к себе монарха и оказав на него сильное влияние, духовенство могло добиться благоприятных условий для защиты своих интересов.

На четвертом этапе реформ (1722-1725гг.) проводилась реорганизация социальной структуры духовенства (унификация иерархии церковных чинов, учреждение штатов церковнослужителей, чистка их рядов от нежелательных и случайных лиц) и наметилась тенденция лишения духовенства прав владения и управления своими вотчинами и передачи этих прав государству. Данные подушной переписи населения были использованы государством для учета и классификации низшего духовенства. Для церковнослужителей были определены штаты: один священник на 100-150 дворов прихожан. Священники, не нашедшие вакантных мест, и причетники (самый низший духовный сан) переводились в податное сословие, приравнивались к крепостным.

Постоянные задержки Синода по предоставлению отчетов об экономическом состоянии духовных владений, а также рост сумм, невыплаченных Синодом в казну, убеждали Петра I о необходимости лишить Синод хозяйственных прав, оставив ему только дела духовные. Перед самой своей смертью Петр преобразовал монастырский приказ в камерконтору. Скорее всего, в дальнейших своих планах император хотел подчинить камерконтору камерколлегии, чисто государственному учреждению: лишив тем самым Синод хозяйственной власти. Но в 1725г. Петр I скончался, оставив этот вопрос нерешенным. Итогом церковных реформ Петра стало то, что церковь в России вошла в структуру государственного аппарата и стала его неотъемлемой частью. Церковь потеряла значительную часть своей самостоятельности и политической власти. Государство старалось использовать церковь в качестве проводника государственной идеологии. Церковный амвон стал трибуной для пропаганды начинаний самодержавия в виде специальных проповедей, а также просто для оглашения приказов, которые перед началом службы зачитывались прихожанам. Государство рассматривало веру и церковь как инструменты воспитания верноподданных. Хождение в церковь и исповедание превратилось в обязанность прихожан, исполнение которой строго контролировалось и документировалось. Священник, подобно солдату или чиновнику, давал клятву быть всегда готовым к государевой службе и должен был нарушать тайну церковной исповеди в интересах государства.

Превращение церкви в контору по делам веры, подчинение всех ее ценностей нуждам самодержавия во многом означало уничтожение для нации духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства и имеющим свои истоки в этатизме и авторитарной светской власти. Церковь с ее тысячелетними традициями проповеди морали, защиты униженных и обиженных государством, церковь, которая в древности могла публично осудить тирана, стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, как хранительница духовного начала, утратила свой высший моральный авторитет.С другой стороны, вмешательство государства в дела церкви в значительной мере активизировало миссионерскую деятельность (в синодальный период церковь выросла количественно в десять раз по сравнению с перио-дом патриаршего правления). Кроме того, введение новой системы церковного образования, благодаря которому российское духовенство знакомилось с западноевропейской теологией и обучалось в соответствии с ее весьма последовательной методикой, вооружило церковь таким образом, что она впер-вые оказалась в состоянии соперничать и сотрудничать на равных с церквями Запада, а среди православных церквей Востока она заняла, благодаря указанным переменам, бесспорно, ведущее положение.

В целом церковная реформа проводилась в общем русле внутренних преобразований Петра I, направленных на решение стоявших перед страной задач и укрепление абсолютистского государства. Несомненно, петровские церковные реформы привели к победе светского начала во власти над религиозными. Следует при этом заметить, что история второй половины 17 века свидетельствует: на этот путь Россия встала еще до Петра (ситуация, возникшая в связи с Никоном и расколом). Но петровские преобразования примечательны не только невиданными раньше темпами и масштабами перехода общества на светские рельсы, но и теми последствиями, которые имело превращение православной церкви в государственное учреждение: церковь стала прислуживать режиму самодержавия, покорно освящать все его начинания.

 

 

Hosted by uCoz