Павел

Если говорить о факторах обусловивших характер взаимоотношений церкви и государства в период с 1796-1801 гг., то в первую очередь выделяется среди них фактор субъективный, личность Павла I. Престолонаследник был воспитан под наблюдением императрицы Елизаветы Петровны. Как свидетельствует о нём его законоучитель иеромонах Платон (Левшин), впоследствии митрополит: "Высокий воспитанник всегда был по счастью к набожности расположен, и рассуждения ли, или разговор относительно бога и веры были ему всегда приятны. Сие, по примечанию, ему внедрено было с млеком покойной императрицей Елизаветой, которая его горячо любила и воспитывала, приставленными от неё, набожными женщинами". Екатерина II любила сына и мечтала воспитать в нем некоего гения на троне. Но с течением времени она стала видеть в Павле знамя переворота против себя, отдалила его от всякого знакомства с государственными делами, создала ему замаскированную тюрьму в Гатчинском дворце и оскорбительную атмосферу пренебрежения со стороны фаворитов, окружавших трон. Духовенство однако возлагало некоторые надежды на Павла, который был более религиозным чем его мать. В церковной политике Павла традиционно, как и при его предшественниках, можно выделить несколько основных направлений: высшее церковное управление, экономика церкви, права и обязанности духовенства, духовное образование.

В сфере высшего церковного управления никаких серьезных преобразований при Павле не произошло. В1800 г. выделялось в особое ведомство военное духовенство. Учреждалась должность постоянного обер-священника, который был поставлен во главе всего духовенства армии и флота. Несмотря на то, что серьезных структурных изменений в высшем церковном управлении не произошло, все же его качество изменилось. С воцарением Павла закрепляется приближенность к трону синодских иерархов, которые повлияли на Павла в плане ослабления административного контроля государства над церковью. Так неугодный Синоду обер-прокурор Хованский, проводивший строгие бюрократические порядки, был замещен по просьбе архиереев Хворостовым. Он одобрительно передал в руки митрополита Амвросия всю полноту церковного управления, подписывая минимум бумаг лишь номинально. На 3 года (до 1801г.) должность обер-прокурора Синода обратилась в небытие. Правительство Павла тратило на духовное ведомство значительно больше средств по сравненинию со временем Екатерины II. В пользу приходского духовенства собирались штрафные деньги, кладбищенские и ставленнические доходы. В 1797 г. удваивается размеры участков земли для архиерейских домов, этим домам выделяются дополнительные мельницы, места рыбной ловли, другие угодия.

Большое внимание правительство Павла I уделило духовным учебным заведениям. В1800 г. открылись семинарии в калужской, оренбургской, пермской, саратовской и слободско-украинской епархиях. Резко увеличилось денежное содержание академий: Московская, Киевская и Петербургская академии стали получать в год по 12.000 рублей, а Казанская академия получила 10.000 рубле, что в пять раз превышало первоначальную сумму её содержания. Если духовные семинарии при Екатерине II в подавляющем большинстве получали 2.000 рублей годового содержания, то по штатам 1797 г. для семи семинарий эта сумма удвоилась, как и общая сумма содержания духовных учебных заведений по сравнением с екатерининским временем . Было предусмотрено улучшение качества подготовки учащихся в них, переработаны программы, уточнены задачи: академии готовили наставников для семинарий, а последние - хороших проповедников. Меры по улучшению подготовки священников сопровождались и повышением окладов духовенства. Как известно, секуляризация церковных земель и крестьян поставила духовенство в прямую материальную зависимость от государства: с 1764 г. оно обеспечивалось штатным жалованием. Павел своим указом от 18 декабря 1979 г. повысил общую сумму жалованья духовенства более чем на 112%, и она составила почти миллион рублей (982.598). Кроме этого были увеличены земельные наделы монастырей в зависимости от их класса - в три - пять раз. Правда самому многочисленному слою церковно-служителей - приходскому духовенству - ничего не перепало от этих щедрот: оно по-прежнему оставалось на иждивении своей паствы.

В царствование Павла I духовенству были предоставлены и некоторые сословные привилегии. Дома священно и церковнослужителей городских церквей были освобождены от сбора денег на содержание полиции и от обязанности лично отбывать полицейские повинности, например ночью стоять на карауле.
13 апреля 1797г. сенатским указом, утвержденным Павлом, священники и диаконы, совершившие уголовные преступления, могли подвергаться телесным наказаниям только после лишения своего сословного титула. Хоть право и просуществовало 4 месяца, однако это показывало, что духовенство стояло в глазах правительства выше среднего класса и считалось уже сословием привилегированным. Этим же целям призван был служить высочайше утвержденный доклад Синода и Сената от 11 января 1798 г. об обработке церковных земель прихожанами, в котором предписывалось присоединять церковные земли к крестьянской, с тем чтобы священники получали от крестьян натурой по средней пропорции урожая с этих земель или деньгами. Эти выплаты шли сверх треб. Мотивация этой законодательной меры сводится к тому, что священникам самим обрабатывать землю "не по сану".Таким образом, защищая честь сана, правительство Павла одновременно пыталось улучшить материальное положение приходского духовенства за счет крестьян.

Несмотря на свое благожелательное отношение к Церкви, Павел в то же время вольно и невольно подчеркнул чиновничий характер духовенства в условиях синодального управления - за личные заслуги священнослужители стали награждаться государственными орденами. О том, как отнеслась к этомпу немалая часть русского духовенства, говорит просьба митрополита Платона, высказанная им после получения такого небывалого ранее на Руси пожалования, дать ему возможность "умереть архиереем, а не кавалером". Павел награждал не только ор-денами, но скуфьями, камилавками, наперстными крестами и митрами. Государственное вмешательство в жизнь церкви и ее функции особенно наглядно проявилось в мерах Павла I по укреплению самой веры. Как это ни покажется парадоксальным, но манифест о трехдневной барщине, который расценивается как первая попытка ограничить крепостное право, является в то же время ярким свидетельством вторжения светской власти в чисто церковную функцию контроля над неукоснительном соблюдении верующими воскресного дня. Манифест обращен к помещикам и запрещает им "принуждать крестьян к работам" в воскресные дни, создавать препятствия для воскресного посещения крестьянами церкви, что должно обеспечить по крайней мере еженедельное прямое воздействие священника на крестьянские умы. Строгое соблюдение воскресного дня, законодательно зафиксированное, регламентировало быт крестьян, способствовало выработке привычки по воскресным дням посещать церковь. Воспитывать сопричастность к церкви должны были и ежегодная исповедь, и святое причастие - обязательное для всех православных верующих. С момента законодательного оформления их обязательности и до начала 19 в. прошла целая вереница законов, ужесточающих наказания за уклонение от исповеди. Павел I меняет санкции: он отказывается от штрафов, которые толкают прихожан в объятия старообрядчества, и вводит вместо них церковное покаяние. Принятый по просьбе Синода закон от 31 января 1801 г. разрешает исповедаться в любое удобное для прихожан время. Охарактеризованные законодательные акты имели своей целью превратить в привычку общение с церковью самых широких масс православных верующих.

Павел I в манифесте от 29 января 1797 г. всенародно определил роль служителей церкви в обеспечение "должного послушания". "Духовные наипаче же священники приходские, имеют обязанность предостерегать прихожан своих противу ложных и вредных разглашений и утверждать в благонравии и повиновении господам своим, памятуя, что небрежение их в словестном стаде, им вверенном, как в мире сем взыщется начальством их, так и в будущем веке должны будут дать ответ пред страшным судом Божьим". Характерно, что царь обращается к самому многочисленному слою служителей церкви, непосредственно соприкасавшемуся с крестьянством, и не гнушается угроз в его адрес в случае невыполнения этого требования. Идея активизации деятельности приходских священников, как низшего звена церковной иерархии, пронизывает и предписание от 1 мая 1797 г. "преосвященным архиереям, дабы за поведением священно- и церковнослужителей имели строгое наблюдение, стараясь всемерно предупреждать и отвращать народные возмущения".

Таким образом Павел I делает ставку на низшее духовенство в деле успокоения крестьян, но вынужден считаться с не надежностью части этого духовенства. Поэтому и предпринимаются правительством попытки усилить и организовать приходское духовенство. 22 декабря 1976 г. император именным указом требует от Синода "праздно живущих при отцах своих" священно- и церковнослужительских детей отправить на вакансии по церквам и в качестве учителей, а по заполнению этих вакансий остаток - на военную службу. Строгие санкции применялись к "пьющим священникам", но харак-терно, что законодателя волновал не сам факт нравственного падения духовенства, а то обстоятельство, что всякие "лживые внушения", слухи распространяются чаще всего в питейных домах, там же происходят "сговоры", закрепляемые бывающими в этих домах священниками. В одном из предписаний Синода епархиальному начальству говорилось: "Если жедонесено или примечено будет в котором из священников хотя одно только подозрение наклонения к возмущению крестьян, такового немедленно брать в консисторию и приход поручить другом, для увещевания же крестьян посылать надежнейшего священника". Другим указом священникам запрещается отлучаться "самовольно без письменных о себе видов" в столицу для подачи прошений. Нарушителей этого указа отправляли обратно, а архиереям вменялось в обязанность поступать тогда с ними равно, как с опорочившими свое состояние церковниками, отсылая их на военную службу".

Рассматривая деяния Павла I в области церковно-государственных отношений, нельзя не отметить такую сторону его политики, как достаточно благожелательное отношение к другим конфесcиям и в первую очередь к католичеству, что во многом было связано со страхом перед Французской революцией, жестоко расправившейся с верующими католиками, монахами, священнослужителями. Причина такого отношения кроется не только в амбициях Павла, стремившегося стать и главой православия, и защитником всего христианства, но и во внешнеполитической ситуации. Натянутые отношения России с Францией и отсутствие надежного военного союзника в Европе требовали от Павла сближения с католичестом, так как только католическая церковь могла противостоять распространению революционных настроений в Европе. О подобном отношении говорят такие факты, как предложение папе Римскому переселиться в Россию, содействие устроению в России иезуитского ордена, поддержка учреждения в здании Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге римско-католической капеллы. О стремлении Павла установить веротерпимость свидетельствует и "жалованная грамота Калмыцкому Ламе Собину Бакши о свободном отправлении всех духовных обрядов калмыков". Вместе с тем правительством принимаются меры против распространения влияния католической церкви среди "исповедующих другие христианские законы" и притеснений со стороны римско-католических священников и помещиков православных крестьян или перешедших в православие крестьян униатов. Хотя здесь политические мотивы явно превалируют.

Во многом церковная политика Павла была обусловлена развитием абсолютистского государства, требовавшее подчинения себе церкви. Поэтому, несмотря на благосклонное отношение к духовенству императора, суть взаимоотношений церкви и государства осталась прежней. Так же как и предшествующие правители Павел проявлял заботу не только об интересах государства, но и церкви. Но если у его предшественников эта забота была воплощением государственного интереса (государство было зинетересовано в широком влинянии церкви на народ, так как получало тем самым эффективный инструмент идеологического влияния), то у Павла радение о благополучии церкви было более искренним, имело личностный интерес.

 

 

Hosted by uCoz