Екатерина II |
Наметившаяся с конца XVII века тенденция подчинения церковной власти светской во многом определила отношение государства к церкви и при Екатерине II. Процесс усиления абсолютистского государствазашел настолько далеко, что говорить о независимости церкви в конце 18 века было невозможно. В это время церковная политика государства могла заключаться либо в сохранении существующих отношений между церковью и государством, либо в дальнейшем усилении подчиненности церкви государству. Экономическое и политическое развитие государства требовало последнего, поэтому Екатерина, искренне стремившаяся к процветанию России, решилась на проведение секуляризации церковных земель. Вопрос о церковном землевладении безуспешно пытались решить предшественники Екатерины II. Петр I своими церковными реформами установил относительную подчиненность церкви верховной власти в политико-идеологической сфере, но император, как и его приемники, не смог устроить выгодно для государства хозяйство церкви. Поэтому и перед Екатериной II встала проблема. Императрица решила ее в пользу государства, проведя секуляризацию. Что подтолкнуло ее на это? Какие задачи поставила Екатерина и ее правительство перед
секуляризацией? В первые месяцы своего правления Екатерина была очень нерешительна и осторожна в отношениях с духовенством. Она удовлетворила просьбу духовенства вернуть ему секуляризационные Петром III земли, но, вместе с тем, императрица учредила комиссию по составлению штатов для духовенства, которая занялась переписью имущества церкви. В 1764г. комиссия закончила свою работу, и 26 февраля 1764г. издается указ, передавший управление всеми церковными землями государству. Архиерейским домам оставлялось во владение 30 десятин, монастырям 6-9 десятин. Для духовенства определялось содержание в зависимости от того к епархии какого класса оно принадлежало (чем ниже класс епархии, тем скромнее содержание). Около половины монастырей ликвидировано. В Малороссии, Польше и Закавказье также была проведена секуляризация, но позже с 1786 по 1788г. Итоги секуляризации. Следующим преобразованием Екатерины было введение штатов для духовенства в 1778г. Сверхштатное духовенство, излишки имели возмож-ность определиться в другие сословия. Но осуществлялось это с помощью частных мер. Духовное сословие не было открыто, а механизмы, осуществлявшие самостоятельный выход священников из сословия, так и не были созданы. Екатерина II также предоставила духовенству ряд привилегий: освобождение от телесных наказаний, запрет оскорблений духовенства, поднятие правового статуса белого духовенства. Во многом логика действий церковной политики Екатерины II
была определена деятельностью в этой сфере ее предшественников. Направления
и цели ее церковной политики повторяли (в разной мере) отношение к церкви
предшествующих монархов. Однако она использовала новые методы в проведении
некоторых своих мероприятий. Например, при разборах духовенства, создаются
условия для перехода излишков духовенства в другие сословия, и не совершается,
как раньше, массовое зачисление их в рекруты и крепостные. Так же борьба
с оппозиционным духовенством проводится уже не только чисто репрессивными
мерами. В большей мере используются для этой цели кадровые перестановки
в среде высшего духовенства и предоставление привилегий. В общем, отношение
Екатерины к церкви и духовенству не было таким чисто утилитарным, как
у некоторых предшествующих правительств. Искренне веря в необходимость
и полезность просвещения для народа, императрица пыталась привлечь церковь
к этой важной деятельности. И разборы духовенства, и введение новых штатов,
и предоставление привилегий, и даже отчасти секуляризация были призваны
усилить воспитательную функцию церкви; поднять авторитет духовенства.
Именно этой идеей были связаны все эти реформы. |
Петр I | Дворцовые перевороты | Екатерина II | Павел | Александр I | Николай II | Александр II | Итог |