Эпоха дворцовых переворотов

В целом курсы церковной политики всех правительств данного периода близки по духу реформам Петра I: подчинение церковного управления государству, управление и контроль над церковным имуществом. Но особенности этого периода заключаются в том, что описываемые ниже события происходили в "эпоху дворцовых переворотов", когда смены правительств и условия воцарения царствующих особ наложили свой отпечаток и на характер отношения верховной власти к церкви.

Воцарение Екатерины I было ознаменовано созданием Верховного Тайного Совета (ВТС), который фактически сосредоточил у себя в руках всю государственную власть. Некомпетентная в делах государственного управления императрица передала ВТС всю полноту своей власти. Синод и Сенат теперь стали подотчетны ВТС, а не монарху. Так при Екатерине I зависимость церкви от государственной власти еще больше усилилась, но, не смотря на это светская власть не решилась радикально разрешить вопрос неэффективности хозяйственной власти Синода (дело в том, что Синод всячески препятствовал вмешательству государства в экономику церкви: не предоставлял хозяйственные отчеты, скрывал доходы, не выплачивал суммы в государственную казну). В данное время не была проведена секуляризация церковных владений, но сделана попытка отстранить Синод от хозяйственных дел церкви. В июле 1726г. Синод разделяется на два департамента. Один департамент, который, собственно, и назван был Синодом, ведал сугубо духовными делами. В его состав назначено шесть архиереев, которые лишились доходов со своих епархий и наделялись скромным государственным жалованием. Второй департамент составлен был из шести светских чиновников-специалистов. Он ведал администрацией, хозяйством и судом с прямым отчетом перед Сенатом, минуя Синод. Каким образом должны были быть разделены конкретные полномочия этих двух департаментов, решал сам Синод, поэтому ему удалось значительно ограничить функции второго департамента, который, как и камерконтора, заниматься стал в основном финансовой отчетностью. Департамент был назван "Коллегией экономии синодального правления".Таким образом, задуманная, как равноправное Синоду учреждение, коллегия экономии оказалась подчиненной ему.

Царствование Петра II было номинальным, он был лишь символической тенью императорской власти. ВТС самостоятельно осуществлял все функции высшего государственного управления. Синод сделался исполнительным органом не только ВТС, но даже еще ниже: распоряжения по ведомству Синода отсылались в Сенат и оттуда уже Синод получал их для приведения в исполнение. Это подчинение Синода Сенату очень раздражало членов Синода. Но, тем не менее, используя противоречия различных политических группировок при дворе и в правительстве, члены Синода, отчасти, могли влиять на ВТС в свою пользу. Так даже обсуждался вопрос о ликвидации коллегии экономии, что, конечно, было бы в интересах духовенства. Однако практического осуществления это обсуждение не получило. При Екатерине I и Петре II Синод еще больше опустился в иерархии государственных учреждений. Это показывает, что гарантом прав Синода является не закон, а дееспособный монарх. Отсутствие же такового ведет к сильному давлению светской власти над церковной. Но в описываемое время светская власть не могла разрешить радикально в свою пользу вопрос церковного землевладения. Секуля-ризация была невозможна в данное время, так как существующая власть (и монархов, и ВТС) была не легитимной, не пользовалась доверием и симпатией населения страны. Поэтому церковь могла использовать данные обстоятельства для свержения власти, в случае секуляризации церковных земель или других радикальных ограничений прав церкви. Поэтому церковь могла использовать данные обстоятельства для свержения власти, в случае секуляризации церковных земель или других радикальных ограничений прав церкви.

С воцарением Анны Иоанновны ВТС был упразднен, но вместо него создан так называемый Кабинет, состоящий из 3-х доверенных императрице лиц. Указы, подписанные тремя кабинет-министрами, получали силу именных императорских указов. Все государственные учреждения, в том числе Сенат и Синод, подчинялись непосредственно Кабинету. Кабинет в приказном порядке назначал епископов и других духовных сановников на должности, даже не учитывая мнение Синода, который все больше оттеснялся от реальной власти. Сами же архиереи были запуганы многочисленными судебными процессами, которые возбуждал Феофан Прокопович против своих идейных и политических противников. После смерти Петра I влияние и власть Феофана ослабли. Оказав поддержку Анне Иоанновне при ее воцарении, Прокопович восстановил свое высокое положение и активно использовал Тайную канцелярию для подавления недовольства среди духовенства. Секуляризационный курс в правление Анны начинает получать практическое осуществление в жизни. С начала существования Синода постоянный рост недоимок превратился в самую болезненную для государства проблему. Даже назначение в 1736г. опытного государственного деятеля М.Я. Волкова главой Коллегии экономии синодального правления не принесло значительных результатов.Тогда в 1738г. Коллегия экономии была передана из Синодального ведомства в подчинение Сенату. Так Синод лишился доходов с церковных владений. Членам Синода государство выплачивало жалованье (от 1000 до 500 рублей). Сумма на содержание Синодального ведомства строго фиксиро-вана. Дела по сбору недоимок пошли успешнее.В 1739г. Волков был заменен П.И.Мусиным-Пушкиным, который смог убедить императрицу произвести полную секуляризацию заопределенных вотчин. Духовенству был нанесен серьезный удар, оно уже не могло использовать доходы с заопределенных вотчин по своему усмотрению.

Ограничение хозяйственных прав церкви, "Феофановщина" и "Бироновщина" вызвали крайне негативное отношение духовенства к правлению Анны Иоанновны, хотя по сути церковная политика ее правительства была логическим продолжением реформ Петра I. В своей внутренней политике государственная власть преследовала благую цель: принести пользу всему народу и церкви, как имел это в виду и Петр I. Поэтому все обвинения в адрес правительства Анны в лютой злобе, желании искоренить православие и посягательство на веру не вполне справедливы. Все дело в том, что министры Анны, а точнее Остерман, просто стояли на стороне государственных интересов, насколько понимали их. А понимали они в духе западных отношений государства к церкви. Остерман был приверженцем петровской церковной реформы, которая принесла много чуждого для православного быта. Остерман не понимал этого и действовал методически с жесткой настойчивостью. По букве это было действительно возвращение к исполнению петровских законов о церкви, а по беспощадному техническому приложению их к жизни, это была уже нерациональная растрата моральной и материальной выносливости духовенства. Все это и создало атмосферу специфического недовольства правительством, особенно в среде духовенства. В недолгое царствование Иоанна Антоновича при регентстве Анны Леопольдовны Синоду удалось в июне 1741г. добиться возвращения заопределенных вотчин в свое подчинение. В результате чего в 1741г. все доходы с этих владений так и не были выплачены духовенством в Коллегию экономии.

Воцарение Елизаветы Петровны было восторженно встречено населением страны, особенно духовенством. Набожность новой императрицы и активная поддержка ее воцарения Синодом давали духовенству серьезный повод думать о том, что государство пойдет на определенные уступки церкви. Поэтому, хотя и формально Елизавета в своей церковной политике руководствовалась идеями Петра I, фактически ее личное отношение к церкви и духовенству способствовало усилению позиций церкви. В июле 1744г. Синод добивается ликвидации Коллегии экономии и передачи ему ее функций по сбору заопределенных доходов. Для управления хозяйством в Синоде создается Канцелярия синодального экономического правления. В декабре 1753г. Синод добивается также ликвидации самого понятия "крестьяне заопределенных вотчин".Теперь эти крестьяне подчинялись не различным светским учреждениям, а непосредственно духовенству. Ободренное покровительственным отношением, духовенство стало опять тратить на себя заопределенные суммы, а отсюда и новый рост недоимок. Требования правительства предоставить ведомости о хозяйственном состоянии церковных земель игнорировались Синодом. В сентябре 1757г. Елизавета приказала лишить монастыри и архиерейские дома права управления своими вотчинами, а духовенство перевести на государственное содержание. Другими словами, объявлялась секуляризация всех духовных владений. Но духовенству удалось воздействовать на императрицу в пользу задержки этой реформы. В конце концов, Сенат и Синод после долгих споров пришли к компромиссу: крестьяне церковных земель облагались денежно годичной податью в 1 рубль, причем, 50% от этой суммы передавалось государству, а остальная часть Синоду.

Петр III, не любивший православия, иерархии и монашества, сразу после своего воцарения подписывает ряд распоряжений: об усилении государственного надзора за управлением церковными вотчинами; об исполнении всех проектов елизаветинского царствования по ограничению земельных прав духовенства. 21 марта 1762 г. он подписывает указ о полной секуляризации недвижимых церковных имуществ. Синодальная коллегия экономии, ведавшая церковными землями, передавалась в ведомство Сената. Но через три месяца после этого Екатерина II совершила очередной дворцовый переворот и, стремясь завоевать поддержку духовенства, отменила секуляризацию.

Почти за сорокалетний период русский трон переходил из рук в руки семь раз. Почти все воцарившиеся особы (кроме Елизаветы Петровны) не являлись в полной мере законными наследниками, тем самым, нарушая уже ставшие традиционными принципы наследования по прямой линии. Измена традиции вызывала в среде дворянства и народа глухое недовольство, которое в кризисной ситуации могло обернуться крахом для каждого нового монарха, положение которого поэтому становилось весьма шатким. Для укрепления трона за собой почти каждый новый наследник искал поддержки у церкви, которая использовала это в своих интересах. Новое правительство вынужденно делало уступки Синоду и для повышения своего авторитета провозглашало свою политику преемственной петровской. По мере укрепления на троне и усиления своего влияния на государство монарх и его правительство больше не нуждалось в моральной поддержке церкви. Происходила переориентация в церковной политике правительства в сторону секуляризации. Далее, как правило, чем дольше длилось правление, тем дальше заходила секуляризация. Но воцарение нового лица замыкало круг и возвращало к необходимости уступки церкви. Эта общая схема объясняет переменчивость взаимоотношений государства и церкви, но и имеет особенности для каждого из правлений. Свое влияние оказывали различные внешние факторы, а также и личные пристрастия, и интересы царствующих особ и окружающих их лиц.

За эти сорок лет было две попытки фактической секуляризации церковного имущества. Но в первый раз, при Елизавете Петровне, этого не произошло под давлением окружения императрицы, а второй раз церкви удалось сохранить свои владения в связи с дворцовым переворотом. Эти попытки были неудачными, хотя, с другой стороны, они подготовили почву для окончательной секуляризации, для которой уже давно назрели объективные условия, но нерешительность и неустойчивое положение царствующих персон, а также еще сильная оппозиция духовенства не давали этому случиться. Положение Синода в структуре высшего государственного управления не было статичным и изменялось то усиливаясь, то ослабевая. Но ясно то, что Синод уже вполне сжился с положением государственного учреждения по делам церкви, и борьба его с государством протекала в основном только в русле экономических отношений: потеряв статус независимого религиозного института, церковь не хотела терять материального достатка, который еще обеспечивал хоть какуюто морально психологическую независимость и власть.

 

 

Hosted by uCoz