![]() |
Эпоха дворцовых переворотов |
В целом курсы церковной политики всех правительств данного периода близки по духу реформам Петра I: подчинение церковного управления государству, управление и контроль над церковным имуществом. Но особенности этого периода заключаются в том, что описываемые ниже события происходили в "эпоху дворцовых переворотов", когда смены правительств и условия воцарения царствующих особ наложили свой отпечаток и на характер отношения верховной власти к церкви.
С воцарением Анны Иоанновны ВТС был упразднен, но вместо него создан так называемый Кабинет, состоящий из 3-х доверенных императрице лиц. Указы, подписанные тремя кабинет-министрами, получали силу именных императорских указов. Все государственные учреждения, в том числе Сенат и Синод, подчинялись непосредственно Кабинету. Кабинет в приказном порядке назначал епископов и других духовных сановников на должности, даже не учитывая мнение Синода, который все больше оттеснялся от реальной власти. Сами же архиереи были запуганы многочисленными судебными процессами, которые возбуждал Феофан Прокопович против своих идейных и политических противников. После смерти Петра I влияние и власть Феофана ослабли. Оказав поддержку Анне Иоанновне при ее воцарении, Прокопович восстановил свое высокое положение и активно использовал Тайную канцелярию для подавления недовольства среди духовенства. Секуляризационный курс в правление Анны начинает получать практическое осуществление в жизни. С начала существования Синода постоянный рост недоимок превратился в самую болезненную для государства проблему. Даже назначение в 1736г. опытного государственного деятеля М.Я. Волкова главой Коллегии экономии синодального правления не принесло значительных результатов.Тогда в 1738г. Коллегия экономии была передана из Синодального ведомства в подчинение Сенату. Так Синод лишился доходов с церковных владений. Членам Синода государство выплачивало жалованье (от 1000 до 500 рублей). Сумма на содержание Синодального ведомства строго фиксиро-вана. Дела по сбору недоимок пошли успешнее.В 1739г. Волков был заменен П.И.Мусиным-Пушкиным, который смог убедить императрицу произвести полную секуляризацию заопределенных вотчин. Духовенству был нанесен серьезный удар, оно уже не могло использовать доходы с заопределенных вотчин по своему усмотрению. Ограничение хозяйственных прав церкви, "Феофановщина" и "Бироновщина" вызвали крайне негативное отношение духовенства к правлению Анны Иоанновны, хотя по сути церковная политика ее правительства была логическим продолжением реформ Петра I. В своей внутренней политике государственная власть преследовала благую цель: принести пользу всему народу и церкви, как имел это в виду и Петр I. Поэтому все обвинения в адрес правительства Анны в лютой злобе, желании искоренить православие и посягательство на веру не вполне справедливы. Все дело в том, что министры Анны, а точнее Остерман, просто стояли на стороне государственных интересов, насколько понимали их. А понимали они в духе западных отношений государства к церкви. Остерман был приверженцем петровской церковной реформы, которая принесла много чуждого для православного быта. Остерман не понимал этого и действовал методически с жесткой настойчивостью. По букве это было действительно возвращение к исполнению петровских законов о церкви, а по беспощадному техническому приложению их к жизни, это была уже нерациональная растрата моральной и материальной выносливости духовенства. Все это и создало атмосферу специфического недовольства правительством, особенно в среде духовенства. В недолгое царствование Иоанна Антоновича при регентстве Анны Леопольдовны Синоду удалось в июне 1741г. добиться возвращения заопределенных вотчин в свое подчинение. В результате чего в 1741г. все доходы с этих владений так и не были выплачены духовенством в Коллегию экономии.
Почти за сорокалетний период русский трон переходил из рук в руки семь раз. Почти все воцарившиеся особы (кроме Елизаветы Петровны) не являлись в полной мере законными наследниками, тем самым, нарушая уже ставшие традиционными принципы наследования по прямой линии. Измена традиции вызывала в среде дворянства и народа глухое недовольство, которое в кризисной ситуации могло обернуться крахом для каждого нового монарха, положение которого поэтому становилось весьма шатким. Для укрепления трона за собой почти каждый новый наследник искал поддержки у церкви, которая использовала это в своих интересах. Новое правительство вынужденно делало уступки Синоду и для повышения своего авторитета провозглашало свою политику преемственной петровской. По мере укрепления на троне и усиления своего влияния на государство монарх и его правительство больше не нуждалось в моральной поддержке церкви. Происходила переориентация в церковной политике правительства в сторону секуляризации. Далее, как правило, чем дольше длилось правление, тем дальше заходила секуляризация. Но воцарение нового лица замыкало круг и возвращало к необходимости уступки церкви. Эта общая схема объясняет переменчивость взаимоотношений государства и церкви, но и имеет особенности для каждого из правлений. Свое влияние оказывали различные внешние факторы, а также и личные пристрастия, и интересы царствующих особ и окружающих их лиц. За эти сорок лет было две попытки фактической секуляризации церковного имущества. Но в первый раз, при Елизавете Петровне, этого не произошло под давлением окружения императрицы, а второй раз церкви удалось сохранить свои владения в связи с дворцовым переворотом. Эти попытки были неудачными, хотя, с другой стороны, они подготовили почву для окончательной секуляризации, для которой уже давно назрели объективные условия, но нерешительность и неустойчивое положение царствующих персон, а также еще сильная оппозиция духовенства не давали этому случиться. Положение Синода в структуре высшего государственного управления не было статичным и изменялось то усиливаясь, то ослабевая. Но ясно то, что Синод уже вполне сжился с положением государственного учреждения по делам церкви, и борьба его с государством протекала в основном только в русле экономических отношений: потеряв статус независимого религиозного института, церковь не хотела терять материального достатка, который еще обеспечивал хоть какуюто морально психологическую независимость и власть. |
Петр I | Дворцовые перевороты | Екатерина II | Павел | Александр I | Николай II | Александр II | Итог |