Николай I

Начиная со своего воцарения и заканчивая последними днями своей жизни, император Николай I был твердо убежден в необходимости для России существования самодержавия. В самом начале своего правления Николай I столкнулся с попыткой изменения общественно-политического строя. Это еще больше убедило императора в необходимости консервации общества, укрепления самодержавного строя. Для достижения своей цели Николай не мог не использовать одно из главнейших орудий идеологического давления государства, русскую православную церковь. В официальной доктрине "Самодержавие, православие народность" церкви отводилась роль связующего звена между верхами и низами общества. Церковь должна была убеждать население в справедливости и божественной предназначенности самодержавного строя. Для успешного выполнения задач, поставленных перед церковью, государство, в свою очередь, стремилось повысить авторитете церкви в обществе, усилить возможность влияния церкви на общественное мне-ние и настроение.
Стремление государства повысить общественный авторитет церкви было обусловлено не только внутриполитическими задачами. Падение нравственного уровня духовенства (особенно приходского), злоупотребления духовных чинов, распространение сектантства и старообрядчества дискредитировали православную церковь. Правящая элита, осознавая, что православие является основообразующим элементом русской нации и культуры, делала попытки предотвратить ослабление православной церкви, усилить её.

Кроме вышеперечисленных объективных факторов, на взаимоотношения церкви и государства повлияли и факторы субъективные. Личность императора, который больше был человеком военным, чем светским правителем, определила и характер произведенных церковных преобразований. Николай I перенял от своего отца, помимо увлечения военными делами, и глубокие религиозные чувства. Он интересовался церковными делами, уделял много внимания церковной жизни, с уважением относился к иерархам церкви (особенно к новгородскому и санкт-петербургскому митрополиту Серафиму, чьи советы и слова для императора были авторитетом, а желания - удовлетворялись беспрекословно). Вместе с тем Николай был сторонником жёсткого стиля управления и беспрекословного повиновения подчиненных. Это отразилось на реорганизации высшего церковного управления, коллегиальная форма которого трансформировалась в министерскую.Личные качества людей, привлекаемых Николаем к управлению церковью и решению с ней связанных вопросов, также обусловили развитие событий в истории церкви. Так набожный и бесхарактерный обер-прокурор св. Синода Мещёрский свои обязанности выполнял пассивно, часто становился исполнителем чужой воли. Заменивший его на посту, Нечаев, человек образованный и деятельный, привел в порядок синодальные дела, способствовал решению важных, но позабытых вопросов. Приемник Нечаева граф Протасов, эгоистичный и властолюбивый, добился фактического превращения духовного ведомства в министерство под его едино начальным правлением. Митрополит Серафим, который являлся фактически главой Синода, сильно не любил нововведения, защищал патриархальные традиции, боролся с свободомыслием и наступлением светской власти на церковь.

Можно выделить следующие направления государственный церковной политики в данный период: использование Церкви для консервации общества; сохранение и усиление позиций Русской Православной Церкви, как основы нации. Эти задачи, в свою очередь, практически осуществлялись двумя комплексами мер: усилением государственного контроля за духовным управлением; сохранение и поднятие авторитета Православной Церкви и её идеологического и религиозного влияния на общество.

Реформа высшего церковного управления было вызвана следующими причинами:
- реорганизация управления в других государственных ведомствах, связанная с усилением централизации и контроля;
- низкая эффективность церковного управления (запутанность делопроизводства, бесконтрольное обращение крупных сумм, запущенность хозяйственных дел, низкая производительность Синода по разрешению конфликтов и проблем духовного ведомства);
- личные интересы обер-прокурора св. Синода графа Протасова, который, в целях своего честолюбия, стремился усилить власть своей должности, что привело к ущемлению прав синодальных членов и перевесу принципов единоначалия над коллегиальными органами.

Были проведены следующие мероприятия.
Учреждение "Контроля духовных дел", который представлял общую отчетность по всему духовному ведомству в Государственный контроль (до этого нововведения различные отделения духовного ведомства самостоятельно передавали свои отчеты в Госконтроль). Учреждение в 1836 г. "Хозяйственного комитета". Николай I считал, что в Синоде, как и в других высших государственных учреждениях, управление хозяйственными и финансовыми делами должно быть передано специальному комитету. "Хозяйственный комитет" занимался всеми делами Синода, связанными с хозяйством и финансами, начиная от ремонта здания Синода и заканчивая выдачей зарплаты всем членам и служащим Синода. Комитет подчинялся только обер-прокурору. Учреждение в 1839 г. "Управления духовно-учебными заведениями". Протасов смог убедить императора, что существующая комиссия духовных училищ плохо исполняет свои функции. И, действительно, материальное содержание духовных училищ было весьма скудным, в то время, когда комиссия занималась экономией средств и накоплением миллионных капиталов. Император дает распоряжение об упразднении Комиссии духовных училищ и передачи её полномочий "Учебно-духовному управлению". Это управление вошло в состав "Хозяйственного комитета", как и "Контроль духовных дел". Сам комитет, в связи с расширением его функций, переименован в "Хозяйственное управление" и подчинен непосредственно обер-прокурору Протасову. В результате перечисленных преобразований члены Синода были фактически отстранены от финансово-хозяйственных дел церкви. Их мнение спрашивалось только в особых случаях, связанных с тратой больших сумм. Обер-прокурор св. Синода стал фактическим министром духовных дел, сосредоточив в своих руках исполнительную власть и возможность распоряжения всеми суммами высшего духовного управления. Полномочия Синода были ограничены законодательными и судебными функциями. По инициативе Протасова произведены попытки усовершенствования делопроизводства в синодской и обер-прокурорской канцеляриях. В результате архив был упорядочен, дела распределены по содержанию, но делопроизводство не ускорилось, штат чиновников и канцелярских служащих еще больше увеличился. Для церкви положительный эффект названных реформ был минимальным. Преобразования не соответствовали огромным средствам, затраченным для их достижения. Но зато государство расширило свои возможности в манипулировании церковью, создав, фактически, министерство по делам православной церкви.

Вместе с изменением высшего церковного управления были проведены преобразования, изменившие права и обязанности церковных иерархов. Какими причинами это было вызвано? Во-первых, стремление государства ограничить самовластие церковных властей на местах, которое часто противоречило интересам светской власти. Во-вторых, остро чувствовалась необходимость упорядочивания и регламентации быта и службы духовенства, для оздоровления и ускромнения этого соловия. Так в 1826 и 1842 г. ограничивается право архиереев произносить речи в присутствии императора. Ласкательство и неумерная лесть в адрес государя со стороны духовенства раздражали как самого императора, так и его светское окружение. В 1830 и 1840 гг. ограничиваются права архиереев принимать лиц податного сословия в духовное звание и на гражданские места, подведомые епархиальным архиереям. С одной стороны, зачисление в духовный сан людей , не пригодных для этого, разлагало духовенство изнутри, а, с другой, государство теряло податных лиц, что уменьшило государственные доходы.Ограничены права архиереев отпускать лиц духовного сана для сбора подаяния. Священник, просящий милостыню был не редким явлением, особенно в городах. Иногда архиереи принуждали подчиненных заниматься сбором подаяния. Выглядело это дико и оскорбительно для духовенства, которое должно служить примером для своей паствы. В 1850 г. архиереи ограничены права награждать лиц духовного звания некоторыми преимуществами и отличиями. Некоторые архиереи так увлекались раздачей наград, что увешивали друг друга знаками от-личия, клобуками и другими почестями. Воспринималось это подчиненными и паствой, как неуемная гордыня.Были также ограничены права разрешать браки со вдовыми лицами, людям давшим обязательство на принятие духовного сана. Часто учащийся духовной семинарии или академии, обязанный после учебы принять сан, не желал свое будущее связывать с жизнью священнослужителя, но, боясь потерять казенное содержание, он не заявлял об этом открыто, а просил архиепископа разрешить ему брак с вдовой. Часто, по простодушию, архиерей давал такое разрешение, хотя известно, что женатым на вдовах запрещается принимать духовный сан. Таким образом, обман удавался, и несознательный студент, прожив несколько лет и получив образование за счет государства, не мог исполнить свой долг перед церковью и благополучно уходил безнаказанным на гражданскую службу. Преобразования, коснувшиеся правового статуса духовенства.1850 г. право увольнения воспитанников из духовных училищ в военное и гражданское ведомство. Так была сделана попытка обеспечить для желающих выход из духовного сословия, которое по-прежнему оставалось закрытым.

Рост числа преступлений в среде низшего духовенства, отсутствие у архиереев представление о состоянии своих епархий, безнадзорность низшего духовенства - всё это требовало усиления внимания архиереев к своим епархиям и повышения их активности в жизнеустройстве подчиненного духовенства. Поэтому для архиереев определяются следующие обязанности:· ежегодные обязательные объезды архиереев своих епархий(1828 г.); обязательное донесение епархиальными архиереями о происшествиях в церквях (1827-1828 гг.); новая строгая форма ежегодного архиерейского отчета о состоянии епархий. В целом, данные мероприятия должны были ограничить самостоятельность духовной власти, упорядочить служение и быт духовенства, поднять его авторитет в обществе.

Результаты этих преобразований: еще большее уподобление структуры организации высшего духовного управления государственному, усиление внутри высшего церковного управления роли светской власти (превращение обер-прокурора в фактического министра). Меры по наведению порядка в среде духовенства и повышению его общественного авторитета малоуспешны, т.к. не были решены главные проблемы церкви: открытие духовного сословия, усиление социальной защищенности духовенства, увеличение материального обеспечения духовенства.

 

 

Hosted by uCoz