Реформы Александра II, затронувшие все сферы общественной
жизни, оказали влияние и на Православную Церковь. Либерализация общественного
мнения в 60-е годы вызвал в обществе дискуссии о реформах церкви. Само
духовенство инициировало церковные преобразования, связанные, главным
образом, с требованиями ослабления жёсткого государственного контроля
над церковью, преодаления замкнутости духовного сословия и увеличения
средств на содержание духовных училищ и самого духовенства. Таким образом,
общественные реформы послужили катализатором церковных преобразований.
Вместе с этим общественные реформы требовали идейной поддержки, которую
могла осуществить церковь. Поэтому при проведении общественных реформ,
государство использовало церковь для их идеологического обеспечения.
Личность императора, который был убежден в незыблемости
самодержавия, но, под давлением внешних обстоятельств, всё же пошел на
проведение либеральных реформ, так же оказала влияние на взаимоотношение
светской и духовной власти. Император, несмотря на просьбу духовенства;
не пошел на ослабление государственного контроля над церковью, ограничившись
лишь внесением некоторых элементов самоуправления в низшем звене церковного
управления и духовных учебных заведениях.
Основные направления церковной политики правительства
Александра:
- использование РПЦ для обеспечения общественных реформ (эта задача, в
свою очередь, подразумевала: пропаганду справедливости, необходимости
проводимых реформ (манифест об отмене крепостного права был составлен
митрополитом Филаретом; указы о всех реформах оглашались и объяснялись
народу священниками перед проповедью); участие РПЦ в деле просвещения
народных масс);
- удовлетворение некоторых просьб духовенства о демократизации и либерализации
его жизни;
- сохранение контроля за церковью;
- укрепление позиций РПЦ в обществе
Формирование системы начального народного образования на
базе церковно-приходских школ.
Основным условием при проведении общественных реформ было то, что без
просвещения народных масс все преобразования будут безуспешными. Всеобщей
системы начального образования не было. Существовали частные, государственные
и духовные школы. Но их было очень мало. Церковные школы более всего подходили
для основы, с которой можно было начать строительство всеобщей системы
народного образования. Кроме того, часть духовенства высказывало желание
заняться этим делом (другая же часть, боясь лишних хлопот и растрат, не
испытывала энтузиазма к делу народного просвещения масс, не доверяя духовенству
это ответственное дело (это ещё раз демонстрирует отношение светского
общества к церкви в 19 веке). В 1859 г. издается указ о создании церковно-приходских
школ. Начинается массовое открытие школ (по несколько сотен тысяч школ
в год). Из епархий шли ежемесячные отчеты об успехах и затруднениях в
строительстве школ. Постепенно, наряду, с церковными появляются государственные
и земские народные школы. Между ними возникает своеобразная конкуренция,
доходящая до острой конфронтации. Министерство народного просвещения стремилось
подчинить себе церковно-приходские школы (впрочем, как и земские), что
бы обеспечить государственную монополию на народное образование; земские
школы, не доверяя качеству образования, преподаваемого духовенством, так
же стремились к ограничению их влияния. В конечном итоге под давлением
государственных и земских властей к концу 70-х гг. количество церковных
школ быстро сокращается, они сливались с земскими или министерскими, а
то и вовсе ликвидировались.Государство, доверив народное просвещение церкви,
вскоре отказывается от её услуг, боясь потерять контроль над душами и
разумом молодого поколения своего народа. Кроме того, во многом за счёт
церкви, была подготовлена материальная база для строительства народного
образования, и апробирована на практике сама система всеобщего просвещения
населения.
Ликвидация замкнутости духовного сословия.
Замкнутость сословия не позволяла многим людям, имеющим способности и
желание, посвятить себя служению церкви. В то же время, невозможность
выхода из сословия не позволяла людям, неспособным к богослужению, найти
себе место на военной или гражданской службе. От таких людей нельзя было
ожидать добросовестности и искренности в исполнении долга священника.
В результате чего и росло количество злоупотреблений и преступлений в
среде церковнослужителей, падение нравственного и образовательного уровня.
Постоянная переполненность духовного сословия - опять же следствие его
замкнутости. Периодически излишки духовенства подвергались исключению
из сословия. Как правило, такие люди были социально не защищены. Их обычно
зачисляли в податное сословие или на военную службу, не учитывая при этом
их образование, способности и менталитет. Начиная с Петра I, государство
пыталось разрешить проблему замкнутости духовного сословия. Но относительного
успеха добился в этом только Александр II. Для решения названной проблемы,
при Александре создается специальная комиссия, которая делала запросы
в епархии с просьбой предложить проекты открытия сословия. В течении 1836-64
гг. из епархий поступали ответы, в которых духовенство, исходя из своих
конкретных нужд и проблем, формулировало принципы проведения реформы.
Все ответы анализировались. Был составлен общий проект. С 1869 по 1871
гг. проводится ряд мероприятий по этому проекту, которые практически облегчили
выход и вход в сословие, тем самым открыв его.
Расширение гражданских прав духовенства.
Представленные права в основном касались лиц вышедших из духовного сана,
а также детей духовенства, решивших связать своё будущее с гражданской
или военной службой. Перечисленные категории лиц получали (в зависимости
от уровня образованияи занимаемой в церковной иерархии должности) принадлежность
к различным сословиям (личное и потомственное дворянство или почетное
гражданство; податное сословие) и определенный чин на военной и гражданской
службе. Также снижена была степень наказания для священнослужителей, лишенных
сана за преступления.
Внедрение элементов самоуправления в церковное устройство.
Учреждены епархиальные съезды духовенства по делам духовных училищ. Съезды
носили представительный характер. Депутаты обсуждали вопросы, касавшиеся
только духовного образования. Учреждены епархиальные съезды по делам церковно-общественным.
На них депутаты обменивались опытом, мыслями, знаниями; обсуждали какие
меры можно предпринять для исправления недостатков и нужд церковной жизни.
Создавались выборные органы "Благочинные советы". Они осуществляли
некоторые судебные функции и обладали правом исполнения своих решений.
Все эти учреждения не обладали исполнительной властью и возможностью распоряжения
финансовыми средствами. С реформой духовных училищ введены новые уставы
, которые обеспечивали: возможность поступления в духовные училища всех
желающих; выборность преподавательского состава; расширение программы
образования, за счет некоторых светских предметов; жесткий контроль государства
за духовными учебными заведениями. Реформа духовных училищ обеспечила
возможность поступления в них всех желающих, открыв тем самым сословие.
Но в противовес этим элементам демократизма из программы обучения были
изъяты все естественные и некоторые гуманитарные науки, требующие критического
мышления. Автономия учебным духовным заведениям так и не была предоставлена.
Центральный учебный комитет контролировал и определял содержание и методику
обучения. Были увеличены пенсии и средства на содержание консисторий и
приходов.
Результаты реформ.
Мероприятия по либерализации и демократизации церковного управления имели
формальный характер. Ослабления государственного контроля над духовным
управлением и образованием не произошло. В общественном сознании церковь
не приобрела авторитета, её позиция в русском обществе вызывала скептическое
отношение.Преодоление замкнутости духовного сословия способствовало приливу
новых сил, готовых к более активному сопротивлению государственной власти.
Духовное образование расширило свои границы. Наметилось его слияние со
светским. Проблемы материального обеспечения приходского духовенства так
и не были решены.
Развитие абсолютистского государства в России требовало
ограничения самостоятельности русской православной церкви и ее подчинения
интересам государства. Поэтому уже к концу 18 века церковь попадает в
экономическую, административную и идеологическую зависимость от государства.
В 19 веке назревает общественно-политический кризис. Николай стремился
преодолеть его путем консервации общественно-политической системы. Александр
же для выхода из него провел буржуазные преобразования. Оба императора
использовали церковь для разрешения внутриполитических проблем государства,
а в своей церковной политике придерживались одних принципов.
1. Сохранение и усиление государственного контроля над высшим и местным
церковным управлением. Оба императора были убеждены в том, что наиболее
оптимальной (если не единственно возможной) формой политического устройства
для России в данный период времени является монархия, обладающая абсолютной
властью во всех сферах общественной жизни, в том числе и религиозной.
Поэтому они не могли допустить восстановления самостоятельности церкви
или пойти на ослабление ее зависимости от государства.
2. Использование русской православной церкви для достижения целей внутренней
политики государства. В условиях религиозности сознания большей части
населения и отсутствия средств массовой информации, единственным проводником
государственной идеологии в 19 веке могла стать только церковь, тем более,
что она, в силу своей зависимости от государства, стала его послушным
инструментом идеологического влияния на население.
3. Усиление позиций русской православной церкви в обществе и поднятие
ее авторитета. Государство стремилось повысить степень доверия населения
к духовенству для повышения эффективности идеологического влияния церкви
на население и нравственного воспитания народа церковью.
Но Александр, в отличие от Николая, при достижении некоторых задач церковной
политики использовал, вместо усиления регламентации и контроля, либеральные
методы (открытие духовного сословия, расширение гражданских прав духовенства,
непосредственное привлечение духовенства к разработке церковных преобразований).
Церковная политика обоих императоров схожа с отношением их предшественников
к церкви в направлении усиления государственного контроля, но отличается
глубиной и масштабом использования церкви в интересах внутренней политики
государства.
Кризис русской православной церкви, начавшийся еще во второй половине
16 века и заключавшийся в ослаблении ее авторитета в обществе, несмотря
на все попытки монархов 18-19 вв., не был преодолен. Только ослабление
зависимости церкви от государства могло вернуть к ней доверие и уважение
общества. В рассмотренный период шагов в данном направлении проделано
не было.
|